Обратный звонок
дверная фурнитура и замки
NEW!Сайт только по дверным доводчикам - doorcloser.ru
 +7 (495) 118-40-18
ПН-ПТ с 9:00 до 18:00

Как появилась дверь?

30.01.2020

Необходимость устанавливать дверь в жилище возникла вскоре после появления самого жилища. Историки утверждают: уже в каменном веке человеку, занимавшемуся охотой и собирательством, потребовалась защита на входе в его обиталище – пещеру. Люди пытались оградить своё пространство от ветра, дождя, от палящего солнца. И, конечно, от диких зверей! Самым доступным средством для ограждения личного пространства для пещерного человека стал камень. Вход в жилище закрывали огромными валунами. Это было крайне неудобно, зато надёжно. Впоследствии появились другие варианты «дверей»: из звериных шкур, связанных между собой пучков соломы или тростника. Но всё это было ещё крайне далеко от настоящей двери, так далеко, что язык не поворачивается назвать здоровенный валун «прообразом» современной двери. Более того, все эти древние способы защиты – лишь предположения современных учёных! Никаких прямых доказательств тому, что пещерные люди специально обтачивали камни или сшивали шкуры, не сохранилось.

Рождение настоящей двери

А вот о первом упоминании самого термина «дверь» можно говорить наверняка: оно встречается в летописях шумерской цивилизации, которые датированы примерно 3200 г. до н.э. В древнем языке слово это обозначало буквально «разделение пространства», и его уже нельзя отождествлять с такими понятиями, как полог или занавес на входе. Наиболее древнему артефакту, к которому уже вполне применимо название «дверь», не менее 5 тысяч лет. Это деревянный щит, установленный на входе в усыпальницу в древнеегипетской гробнице. Вообще, именно в Древнем Египте оформилось как само понятие, так и конструкция дверей. Египтяне связывали друг с другом стволы деревьев (обычно для этого использовался сикомор, или немецкий клён) и получившимися щитами прикрывали вход в помещение. С самого начала дверь была прямоугольной: это было разумно и с точки зрения удобства производства, и с точки зрения эргономики.

Постепенно здесь же, в Древнем Египте, придумали некое подобие косяков и порогов, то есть дверную коробку, и крепления, на которые дверь навешивалась, то есть первые петли. Про дверные петли мы расскажем отдельно в одной из следующих статей.

Со временем в Древнем Египте и одновременно с ним в Древней Греции появляются металлические – медные – двери. Тяжеловесные, надёжные и очень дорогие, они устанавливались лишь во дворцах и храмах. Здесь же появились двери, разграничивающие пространство внутри одного помещения, то есть межкомнатные.

Rozhdenie_nastoyashchej_dveri.jpg

Любопытно, что, тогда как у шумеров и древних египтян двери были достаточно редкостью и встречались в основном в жилищах знатных людей, то древний Рим сделал этот предмет доступным для большинства. Даже в простых небогатых домах имелись не только входные, но и межкомнатные двери.

По традиции, вслед за Древним Египтом упомянем Китай. Да, да, и в этот раз китайцы стремятся оспорить пальму первенства! Но тут уж точно ни о каких заимствованиях речи идти не может. Дело в том, что с самых древних времён в Китае, а затем и в Японии, использовались двери принципиально иной конструкции, нежели в Египте – раздвижные! Они наилучшим образом вписывались в небольшие помещения, и это безусловное удобство определило их долговечность: такие двери используются до сих пор, как на родине, так и за её пределами.

Средневековье: от надёжности к красоте

Если у египтян, греков и римлян металлические элементы двери использовались только функционально – для укрепления конструкции, то с развитием технологий облик двери значительно меняется. В Средние века дверь становится элементом декора, и чем более богат и знатен был её владелец, тем более искусно было украшено полотно. Наряду с деревянными дверьми, отделанными металлическими элементами, появились цельнометаллические двери: тяжёлые, надёжные и очень, очень красивые.

В Средневековье этот «дверной бум» был связан ещё и с тем, что в Европе началось интенсивное возведение культовых сооружений: церквей, базилик, соборов. Вход в храм Божий надлежало делать торжественным и неординарным. Нередко такие двери были украшены сценами из священного писания, пугающим изображением адских мук или, напротив, воодушевляющими сценами райских блаженств.

Нередко мастера соединяли дерево и металл, добиваясь тем самым особенно эффектного вида. К таким произведениям искусства относятся знаменитые врата баптисерия Св. Иоанна Крестителя, что во Флоренции. Здание имеет три выхода – на три стороны света. Они выполнены двумя мастерами. Южные врата авторства Андреа Пизаио, содержат сюжеты из жизни Иоанна Крестителя, а также аллегорические изображения человеческих Добродетелей. Северные врата созданы мастером Гиберти, на них отражены сцены жизни Иисуса Христа,апостолов и учителей церкви. Но поистине шедевральными считаются восточные врата того же Гиберти. Изготовленные в 1425 году, они разделены на десять металлических панелей, каждая их которых живописует эпизод Ветхого Завета. За совершенное мастерство сам Микеланджело дал этим уникальным дверям название «Врата Рая».

Знать старалась не отставать от королевских особ и церкви, и заказывала входные и межкомнатные двери, инкрустированные перламутром, украшенные керамической мозаикой, полудрагоценными камнями… Такие двери были очень дорогими и очень тяжелыми. Впрочем, последнее свойство только улучшало защитный функционал полотна, особенно в случае с входной дверью. Дверная фурнитура Средневековья была под стать дверным полотнам: витиеватая, дорогая, красивая, порой заслуженно сравнимая с произведениями искусства.

От Возрождения до наших дней

Эпоха Возрождения – вдохновенная и удивительная – привнесла новые идеи буквально во все сферы жизни. Не оставила она без изменения и рассматриваемый нами предмет. Самым значительным образом дверь в эпоху Ренессанса видоизменилась во Франции. Именно здесь в обиход вошло застеклённое дверное полотно! Двери с остеклением даже долгое время назывались не иначе, как «французские». Понятно, что это нововведение принципиально поменяло не только внешний вид, но и функционал двери: теперь через неё, как через окно, проникал свет, а также было видно человека, стоящего за порогом.

Постепенно взгляд на дверь менялся. С развитием технологий дверь вновь становилась, в первую очередь, предметом функциональным, нежели произведением искусства. К XIX веку всё в той же Франции двери стали возвращаться к строгим линиям, какие видели ещё жители древнего Египта. Основным материалом для производства дверей стало красное дерево, которое доставляли в Европу из Центральной Америки. К началу XX века производство дверей, становясь всё более технологичным, позволило себе воплощать в дверных полотнах самые разные стили. При оптимальной функциональности, двери стали разными: строгими и лаконичными, витиеватыми и изысканными... Всё зависело только от предпочтений заказчика.


Ot_Vozrozhdeniya_do_nashih_dnej.jpg

После Второй мировой войны технологии стали массовыми. Индивидуальное производство дверей мастерами-краснодеревщиками практически исчезло. Новые материалы – алюминий, ПВХ – делали двери всё более доступными и… всё более типовыми. Фактически, такое положение сохранилось до наших дней. Массово выпускаемые недорогие двери доступны всем и каждому. А вот за двери из массива дерева, сделанные искусным мастером по индивидуальному заказу, по-прежнему придётся заплатить гораздо более высокую цену!

Самые-самые двери

А вот пара любопытных фактов о рекордсменах среди дверей. Самой тяжёлой в мире признана дверь, которая весит… 44 тонны! Она была произведена в 70-х годах двадцатого столетия в США, для Ливерморской национальной лаборатории им. Лоуренса. Ширина этой удивительной двери составляет 3,6 м, а толщина — 2,44 м. Но самое, пожалуй, любопытное заключается в том, что эту дверь под силу открыть одному человеку! Всё дело в специальной конструкции дверных петель. Поистине, грамотно подобранная дверная фурнитура порой способна творить чудеса.

Самая высокая дверь в мире также расположена в США, её высота – 140 метров. Столь внушительные размеры конструкции объясняются техническими потребностями охраняемого строения — цеха космических кораблей. Тут уж какие петли ни приладь, а без специальной техники её не откроешь.


Samye_samye_dveri.jpg

Потрясающее разнообразие дверей

Как это бывает практически с любой вещью, с тех пор, как дверь оказалась законченной в своей конструкции, а технологии её изготовления стали примерно одинаковыми во всем мире, началась гонка за привлекательностью. Каких только дверей не создало человечество! Вы наверняка замечали, как часто люди привозят из туристических поездок по Европе фотоснимки на фоне разных причудливых дверей. Действительно, в большинстве европейских городов можно встретить любопытные экземпляры, в том числе и весьма старинные и даже древние.

Посмотрите на эти фотографии португальского фотографа Андре Висенте Гонсалвеса. Его фотопроект называется «Двери мира». На каждом коллаже – настоящая россыпь драгоценностей: интереснейшие образчики дверей из разных стран. Обратите внимание, как схожи между собой по стилистике двери в рамках каждого государства.

В Испании, например, очевидно прослеживается любовь к ценным породам дерева в достойной обработке. Двери богато украшены коваными элементами. Дверная фурнитура тоже кованая, довольно витиеватая.

Португальские двери стилистически встроены в экстерьер зданий: очень многие покрашены в цвет азулежу – традиционных португальских изразцов, которыми отделаны стены домов. Фурнитура для дверей в этом случае почти не отвлекается на себя внимания и выполнена в довольно сдержанном стиле.


Potryasayushchee_raznoobrazie_dverej.jpg

В Румынии общее впечатление от дверей не такое радужное: здесь довольно много полотен, выполненных в тёмных цветах, редкая дверь имеет остекление, в основном это глухое полотно. Разнообразием не отличаются и цвета румынских дверей: создаётся впечатление, что на всё было выделено две-три банки с краской.

А вот английские двери более красочные. Но обратите внимание, насколько все цвета чистые и «прямолинейные», без намёка на игру с оттенками. Да и в формах подчёркнута природная сдержанность жителей Туманного Альбиона: филёнки дверей, к примеру, сплошь строго прямоугольные. Дверная фурнитура тоже в истинно английском стиле, лаконичная и максимально функциональная.

Мы привели лишь краткую историю предмета, без которого сейчас невозможно себе представить ни один дом. Не правда ли, удивительно, что, пройдя огромный путь развития, человечество уже пять тысячелетий использует дверь едва ли не в первозданном виде (особенно с точки зрения функционала)?

Возврат к списку